Чем и как можно заделать трещину в шифере?
Шифер – одно из самых долговечных и надежных покрытий для кровли, но, к сожалению, через 10 – 15 лет эксплуатации материал изнашивается, покрывается трещинами и сколами, тогда-то и возникает вопрос: чем заделать трещины в шифере на крыше?
Не всегда есть возможность заменить только поврежденный лист, иногда из-за нескольких треснутых листов заменяется вся кровля.
Однако существует несколько способов, которые позволят исправить дефекты и избежать дорогостоящей замены всего кровельного покрытия.
Почему повреждаются шиферные листы?
Существует множество причин, по которым происходит разрушение шиферных листов, но основная из них – это старение.
Материал имеет определенный срок эксплуатации, и если использовать его дольше, то он начнет разрушаться.
Кроме того, дефекты могут появиться на шифере, который был изготовлен с нарушением технологии, содержит короткие волокна асбеста или некачественно обработан.
Повреждается хрупкий шифер очень просто:
- при ударах, неаккуратной ходьбе по крыше;
- при трещинах, которые появляются после падений веток на шифер;
- при образовании лишайников и мха, которые постепенно проникают вглубь материала и разрушают его;
- по истечении срока эксплуатации – первые повреждения образуются через 10 – 12 лет;
- при застое дождевой воды вокруг мансардных окон, труб и прочих конструкций, нужно герметизировать их и регулярно проверять;
- если угол кровли не подходит для шифера;
- если листы шифера уложили неправильно, и они испытывают чрезмерные напряжение;
- если для укладки листов брали простые гвозди без прокладки;
- неаккуратная транспортировка и хранение листов шифера могут привести к дефектам, которые станут заметными только на кровле;
- резкая смена температуры не самым лучшим образом сказывается на состоянии шифера;
- шифер может повредиться и в том случае, если отверстия под гвозди или саморезы были маленькими и металл, расширяясь, повреждает шифер.
Кроме того, очень часто причиной дефектов шифера становится снег. Это объясняется тем, что шифер достаточно пористый, в отличие от металлических кровельных материалов, поэтому снег не спадает с крыши, а задерживается на ней.
Даже при минимальных солнечных лучах снежная шапка начинает снизу таять и стекать вниз к карнизу.
Температура карниза всегда ниже, чем температура листов, поэтому талая вода снова замерзает и образует наледь. Вода при морозе расширяется, повреждая не только шифер, но и водостоки и стропильную систему.
Как можно обнаружить повреждения?
Внешне шиферные листы выглядят очень неоднородно, и заметить на них какие-либо повреждения достаточно сложно, в отличие от фальцевой кровли, на которой увидеть дефекты можно даже издалека. Поэтому нужно обращать внимание на наличие некоторых признаков.
Незамеченные протечки в кровле могут принести много вреда не только подкровельному пространству, но и всей постройке: стропила очень быстро напитывают влагу, теплоизоляция становится сырой и не выполняет свою главную функцию, а потолок покрывается пятнами и его нужно ремонтировать.
Если на чердаке дома ощущается запах сырости, то значит, где-то можно найти и саму протечку. Небольшие пятна плесени свидетельствуют о том, что в покрытии есть щель, но протечки еще небольшие.
Чтобы не допустить серьезных проблем с крышей, нужно проверять пространство под шифером после каждого сильного дождя.
После того как были обнаружены все трещины в шифере, выбирают способ ремонта кровельных листов. Так, если поломки обнаружены в верхних точках волны шифера, то заплатки крепят и снизу, и сверху.
Дефекты в нижних волнах нужно чинить особенно тщательно, так как в этих местах может собираться вода, поэтому герметичность здесь особенно важна.
Способ ремонта кровли зависит от того, какая трещина была обнаружена при осмотре:
- трещина на верхней волне явно видна – она не протекает, так как в этом месте шифера вода не задерживается. Чинят такие повреждения в основном с помощью оцинкованного листа и особой ленты;
- трещина в нижней части волны может принести множество неприятностей, в этом месте может застаиваться вода и снег, и без протечек тут никак. Для ремонта берут оцинковку и специальные герметизирующие составы;
- наиболее опасный вид повреждения – это трещина поперек листа, она через время разрастается и охватывает все больше волн.
Перед тем как заделать дыры и трещины, надо подготовить поврежденную зону листа.
Нет смысла заклеивать дырку, если покрытие грязное, так как все герметические средства не схватятся с поверхностью и все действия будут бесполезными.
Шифер очищают от грязи, мха и тщательно промывают водой. Потом поверхность обезжиривают и только потом начинают ремонт.
Как отремонтировать шифер?
Заделывать дыру в шифере можно разными способами, некоторые мастера используют старые проверенные методы, а некоторые выбирают для своей крыши строительные новинки.
Самый простой способ заделать дырку в шифере – это покрыть ее песочно-цементным раствором. Одну часть цемента и две части песка смешивают и разводят водой до нужного состояния.
Раствором покрывают отверстия, хорошенько просушивают, после чего окрашивают в выбранный цвет.
Часто в роли заплатки на шифере используют бутил-каучуковую ленту. Сверху она выполнена из особенного нетканого материала, поэтому ее очень просто окрасить в любой цвет.
Видео:
Работать с такой лентой несложно: на очищенную поверхность шифера клеят ленту, предварительно сняв с нее защитную полосу, после чего окрашивают. Сегодня в продаже есть и готовые заплатки для шифера.
Заклеить прорехи можно лентой-серпянкой. На поломанный участок накладывают битум, на который укладывают серпянку, после чего все это снова обрабатывают битумом.
Эффективно заделывает дыры горячий битум. Мастику готовят на костре. Битум кладут в емкость и ставят его на огонь. Мастику нужно постоянно помешивать, и обязательно следить, чтобы не возник пожар.
Если пришлось заделывать дыры в морозы, то в мастику нужно добавить 10 % отработки, чтобы сделать состав эластичнее. Так мастика не будет растрескиваться на шифере при высыхании.
Наносят мастику в теплом виде. Ее нужно равномерно распределить по поверхности, для чего используют шпатели, кельмы и лопатки.
Важно, чтобы поверхность мастичного слоя была гладкой, так как в противном случае на ее поверхности будет собираться вода.
Для герметизации дыр можно использовать клей из цемента, асбеста и ПВА. Берут 3 части асбеста (если не удалось найти готовый, то натирают его из обрезка шифера), 2 части цемента и разведенный пополам с водой ПВА.
Смесь хорошенько вымешивают до однородности и наносят на трещину, обрабатывают ее разведенным ПВА и опять наносят 2 слоя смеси.
Сейчас в продаже есть и специальные готовые составы для шифера с гидроизоляционными добавками. Очищенный участок грунтуют такой смесью, которую развели до жидкого состояния.
Дальше накладывают густую смесь шпателем, а через 6 часов покрывают его стеклотканью и наносят еще один слой смеси. Такие работы лучше всего проводить в сухую и пасмурную погоду, чтобы состав высох не спеша.
Очень часто для заделки трещин мастера берут монтажную пену или эпоксидку. Трещины задувают пеной, а когда она застынет, ее покрывают герметиком и смолой.
Видео:
Эпоксидная смола не подвержена влиянию ультрафиолета и хорошо защитит пену от внешней среды.
Если в шифере образовалась большая дыра или трещина, то заделывают их обычно жестяными заплатками.
Отрезают кусочек жести, сворачивают его в трубочку и заталкивают в дырку так, чтобы в середине ее можно было сделать отверстие.
В него вставляют болт и зажимают всю конструкцию. Зазоры заполняют герметиком.
Закрывают дыры и трещины фольгой. На очищенный шифер кладут заплатку из фольги, прижимают ее саморезами и окрашивают ее в нужный цвет.
Прорехи в шиферной крыше могут принести много вреда всему зданию. Но если вовремя обнаружить щель и закрыть ее, то можно избежать неприятных последствий.